img07 апреля 2022 в 16:09

«Сбер» под санкциями. Выживет ли Okko?

Власти США в среду, 6 апреля, на сайте Белого дома сообщили о расширении санкций против российского банковского сектора. В список SDN (specially designated nationals) был включен Сбербанк. Это означает, что американским гражданам и компаниям запрещается работать со «Сбером» и его дочерними структурами. «Телеспутник» выяснил, что это может означать для Okko - одного из крупнейших российских видеосервисов, который с 2019 года развивается в экосистеме «Сбера».

Власти США в среду, 6 апреля, на сайте Белого дома сообщили о расширении санкций против российского банковского сектора. В список SDN (specially designated nationals) был включен Сбербанк. Это означает, что американским гражданам и компаниям запрещается работать со «Сбером» и его дочерними структурами. «Телеспутник» выяснил, что это может означать для Okko - одного из крупнейших российских видеосервисов, который с 2019 года развивается в экосистеме «Сбера».

Об интеграции Okko в линейку сервисов экосистемы «Сбера» стало известно в апреле 2019 года, когда было объявлено о покупке кредитной организацией 46,5% в Rambler Group за 11 млрд руб. Сделка, помимо прочего, означала и получение «Сбером» контроля над Okko, принадлежавшем Rambler с весны 2018 года. Затем «Сбер» последовательно увеличивал долю в Rambler: из базы данных «Контур.Фокус» следует, что управляющая компания Okko - ООО «Окко» - через цепочку юрлиц (ООО «Сберинтертеймент», ООО «Цифровые Активы» и ООО «Цифровые Технологии») на 100% контролируется ПАО «Сбербанк России». Поскольку, по информации Минфина США, санкции SDN распространяются на дочерние компании, в которых головная подсанкционная структура контролирует или владеет больше 50%, Okko становится фигурантом списка SDN. Это значит, что американские правообладатели не могут лицензировать видеосервису контент. Как и все российские онлайн-кинотеатры, Okko критически зависим от фильмов и сериалов, произведенных студиями США. Гендиректор ИАА TelecomDaily Денис Кусков рассказал «Телеспутнику», что голливудский контент составляет более 90% от объема библиотек всех отечественных онлайн-кинотеатров.

Что может произойти с Okko, если зарубежные правообладатели перестанут лицензировать ему свой контент?

«Если западные правообладатели полностью изымут свои каталоги из Okko, то сервис может развиваться по одному из следующих сценариев. Первый - прекратить существование. Если компания работает в рамках лицензионных моделей, и значительная доля контента на ее площадке принадлежит западным правообладателям, то изъятие этих каталогов означает невозможность дальнейшего развития по этой бизнес-модели», - считает юрист Павел Катков, основатель юридической компании KIP LegalTech, член комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций.

Второй возможный сценарий, по его мнению – изменение структуры владения. «В этом случае «Сберу» надо будет выйти из капитала Okko, чтобы автоматически вывести их из-под санкций. При этом покупатель сервиса тоже должен быть не «санкционным», - поясняет Катков. Эксперт отмечает, что есть и третий сценарий, связанный с изменением бизнес-модели и переходом на другой контент. Это превратит Okko в совсем другой сервис и принципиально иной бизнес. Наиболее вероятным исходом для Okko в складывающейся обстановке Павел Катков считает схему с продажей платформы.

Основатель и генеральный директор компании «Платформы и решения», основатель и акционер видеосервиса Tvigle, создатель сервиса Start Егор Яковлев констатирует, что санкционный статус Okko создаст для него проблемы с получением доступа к части контента. «Не думаю, что компания уйдет с рынка. Есть разные варианты потенциальных решений. Можно также часть контента брать у дистрибуторов», - рассуждает Яковлев, соглашаясь, что вариант переоформления сервиса на другое юрлицо, формально не связанное со «Сбером», будет присутствовать в наборе инструментов, рассматриваемых его руководством.

По словам директора департамента ТВ и контента J`son & Partners Consulting Сергея Исакова, в рамках cancel culture западные правообладатели и до наделения санкционным статусом Okko не хотели лицензировать контент российским медиакомпаниям. «Теперь это будет подтверждено внешними санкциями. Пока будут действовать существующие оплаченные лицензии. В дальнейшем, возможно, возникнут компании-посредники. Это проблема не только Okko. Но для «дочки» «Сбера» угроза невозможности оплачивать контент вполне реальна», - говорит Исаков. По его мнению, вероятный механизм нейтрализации рисков для Okko - смена владельца.

 «С санкциями мы ничего не можем сделать. Для Okko, как минимум, два выхода из связанной с ними ситуации. Скорее всего, лицензионные соглашения, которые уже оплачены, будут действовать до окончания срока еще год или два. С библиотекой в течение этого времени наверняка ничего не случится», - считает Денис Кусков. Дальше, полагает он, возникает развилка: видеосервис может игнорировать прекращение действия лицензий и продолжать показывать голливудский контент, не имея на него прав. ««Сбер» может выделить Okko в отдельную структуру, и тогда не будет проблемы отсутствия лицензий», - говорит Кусков.

Директор по взаимодействию с индустрией «Яндекса» Ксения Болецкая, комментируя в своем Telegram-канале санкционные риски Okko, фокусируется на тех же двух основных сценариях. Она отмечает, что изоляция от американских правообладателей лишает медийные сервисы «Сбера» «огромной массы контента». Причем, стриминговая платформа «СберЗвук» потеряет «критичную массу». «Значит ли это, что Okko и «СберЗвук» нужно списать со счетов? Скорее всего, нет. У «Сбера» есть два пути для сохранения сервисов. Первый: положить болт на разрешение правообладателей и продолжить использовать музыку/сериалы/фильмы даже после разрыва контрактов. Второй - переложить Okko и «СберЗвук» в другую компанию, не связанную со «Сбером» и санкциями. Это может быть реальная продажа. Но это маловероятно хотя бы потому, что крайне сложно сделать это стремительно», - описывает поле возможностей Болецкая. Она предполагает, что при выборе второго сценария «Сбер» мог бы, например, передать 51% Okko недавно покинувшему банк Льву Хасису. «Или, для спокойствия американских партнеров, найти физика/юрлицо, которые формально вообще никак не связаны со «Сбером», - уточняет директор по взаимодействию с индустрией «Яндекса».

Пока же пресс-служба Сбербанка не стала исключать изменений в работе банка и его сервисов в связи с санкциями, но заверила, что они «никак не отразятся на обслуживании россиян, поскольку система уже адаптировалась к ранее введенным ограничениям».

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий