img
img03 января 2025 в 12:45

Счёт идёт на тысячи: ФАС начала крестовый поход против любителей спам-звонков

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) начала борьбу со спам-звонками, которые изрядно надоели россиянам, а также нарушениями при распространении рекламы. В этом ей активно помогают представители «большой четвёрки» операторов связи. «Телеспутник» выяснил, сколько дел уже возбудили антимонопольщики и каких нарушений больше всего.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) начала борьбу со спам-звонками, которые изрядно надоели россиянам, а также нарушениями при распространении рекламы. В этом ей активно помогают представители «большой четвёрки» операторов связи. «Телеспутник» выяснил, сколько дел уже возбудили антимонопольщики и каких нарушений больше всего.

Всероссийский масштаб

Борьбу с назойливой рекламой ФАС начала достаточно давно, однако в нынешнем году она приняла по-настоящему массовый характер. Дела возбуждаются буквально каждый день. В отношении некоторых компаний антимонопольщики ограничиваются предупреждениями, однако есть и примеры со штрафами с несколько сотен тысяч рублей.

Операторы связи «большой четвёрки» («Мегафон», «Билайн», «МТС» и T2) в этом процессе выступают в роли промежуточного звена. ФАС делает им запросы по поводу того, какому юридическому лицу принадлежит телефонный номер, с которого произвели рекламный звонок.

«Для установления обстоятельств распространения такой рекламы и лиц, допустивших нарушение, ФАС России вправе направить запрос лицам, обладающим необходимыми сведениями, в том числе операторам связи. При получении соответствующего запроса от антимонопольного органа они обязаны предоставить требуемые сведения», — объяснили «Телеспутнику» в пресс-службе ФАС.

Помимо спам-звонков, операторы связи помогают антимонопольному ведомству и в борьбе с недобросовестными распространителями рекламы. Судя по фабуле таких дел из базы ФАС, у них есть техническая возможность установить, к какому абонентскому номеру привязана та или иная страница в социальных сетях.

Треть всех нарушений — спам-звонки

Как уточнили в пресс-службе ФАС, в первом полугодии 2024 года наибольшее количество нарушений служба установила при распространении рекламы по сетям электросвязи (33,64 % всех выявленных нарушений). Это как раз спам-звонки.

Всего же ведомство возбудило 1730 дел по признакам нарушения законодательства о рекламе.

В пресс-службе ФАС добавили, что в соответствии со статьей 14.3 КоАП РФ за незаконное распространение рекламы по сетям электросвязи без согласия абонента предусмотрено наложение административного штрафа.

Речь о требованиях к рекламе, распространяемой по сетям электросвязи, идёт в пункте 4.1 этой статьи. Нарушения влекут за собой наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 до 20 тыс. рублей, на должностных лиц — от 20 до 100 тыс. рублей, на юридических лиц — от 300 тыс. до 1 млн рублей.

Операторы отмалчиваются

«Телеспутник» обратился с уточняющими вопросами ко всем операторам связи «большой четвёрки». Однако они синхронно отказались комментировать свою помощь антимонопольному ведомству.

Что касается ФАС, то в его пресс-службе пояснили, что по итогам рассмотрения дела антимонопольный орган выдает рекламораспространителю предписание о прекращении направления рекламы без согласия абонента. При этом взаимоотношения оператора связи и рекламораспространителя по корректности исполнения договора до возбуждения дела или в процессе его рассмотрения ФАС России не оцениваются.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на рассылку, чтобы одним из первых быть в курсе новых событий