Заместитель директора авторско-правового дивизиона Департамента авторского права и креативных индустрий Всемирной организации интеллектуальной собственности (WIPO) Димитер Ганчев рассказал об исследовании своей организации. Оно показало, что спрос на интеллектуальную собственность растет даже в тяжелых условиях ограничений: несмотря на пандемию, креативные индустрии стали серьезным фактором экономического роста. «Мы изучили ситуацию в 50 странах и увидели, что активность в охране и защите интеллектуальных прав была весьма высокой последние два года. Креативные индустрии напрямую влияют на формирование капитала стран, развитие инновационного потенциала и повышение конкурентоспособности. В среднем они производят 5,54% ВВП, а творцы занимают почти 6% рабочих мест в креативном секторе», — отметил Димитер Ганчев.
Хотя исследования фиксируют рост креативного сегмента экономик мира, сами креаторы и креативные менеджеры пока достаточно плохо ориентируются в том, как устроен институт интеллектуальных прав, рассказал управляющий партнер ZVONKO GROUP Дмитрий Коннов, выступивший модератором обсуждения: «Сотрудничая с лейблами, российские, да и зарубежные артисты никогда не интересуются условиями контрактов. И это самая большая проблема менеджмента в индустрии».
Такое отношение демонстрируют не только креативщики, но и представители традиционных секторов экономики. Базовые знания владельцев крупных компаний и госучреждений в этой сфере зачастую сводятся к товарным знакам. Причем и они должным образом не зарегистрированы, отметил юрист, основатель юридической компании ArtLaw Руслан Гацалов: «Реальными кейсами мы доказали бизнесу и госучреждениям, что интеллектуальная собственность гораздо шире, чем только товарные знаки. В компаниях огромное количество объектов, которые могут стать активами. Через креативный подход к коммерциализации можно начать эффективно использовать креативную продукцию. Так, дизайнеры могут зарабатывать на правах на лекала больше, чем бренд на продаже одежды в объективной форме».
В большинстве дел по защите авторских прав профильные юристы сталкиваются с проблемой подтверждения авторства. «Как показывает российская практика, кто первый закричал о своем авторстве, тот им и является. В международной практике иная ситуация: автором выступает тот, чье имя указано на первом экземпляре. Чтобы разрешать такие ситуации, необходимо внедрять креативный подход в юриспруденцию», — отметил Гацалов.
Для эффективной защиты креативной продукции необходимо ввести отдельную менеджерскую единицу, предложила директор по цифровому контенту ИД «Эксмо» Валерия Григорьева: «Зачастую издатели выступают в качестве тьюторов для творцов, объясняют, зачем нужны договоры, как владеть правами, как работать, если персонажа хотят экранизировать или создать другое произведение на его основе. Тут всегда возникают определенные сложности. Авторы, которые много лет пишут, хорошо разбираются в этих вопросах. Но начинающих авторов приходится учить».
Диджитализация подстегнула появление множества новых объектов интеллектуальных прав, границы использования которых зачастую сложно определить. «Производство книг зачастую сопряжено с созданием производных объектов — саммари, воспроизведение нейросетями, использование исконной идеи и так далее. То есть в цифровой среде мы сталкиваемся каждый день с новыми вызовами», — заключила эксперт.