Чем так хорош искусственный интеллект в медицине?
Технологии ИИ проникают во все сферы деятельности человека, в числе которых и медицина со здравоохранением. К примеру, не так давно Министерство здравоохранения РФ вместе с Ростехом создали первую версию федеральной платформы ИИ для здравоохранения. С ее помощью ИТ-разработчики смогут получать доступ к обезличенным медицинским данным жителей России из медицинских карт. Главная цель этого проекта заключается в том, чтобы объединить обезличенные медицинские данные в верифицированные датасеты (наборы данных), а также дать отечественным ИТ-компаниям площадку для разработки и тестирования сервисов ИИ в сфере здравоохранения. Компаниям нужен доступ к структурированным данным для разработки алгоритмов, которые смогут стать основой систем поддержки врачебных решений. Появление подобных сервисов поможет усовершенствовать систему здравоохранения.
Врачам нужно на постоянной основе обновлять информацию о последних исследованиях в медицине. Они не способны это делать с такой же скоростью, что и искусственный интеллект, так как врач не может одновременно и лечить людей, и отдыхать, и обновлять информацию, а еще и держать ее в голове. Искусственный интеллект может регулярно обновлять данные об исследованиях и хранить всю полученную информацию. Внедрение такой технологии облегчит жизнь медикам и поможет спасти чьи-то жизни. Так, суперкомпьютер IBM Watson, изучив 20 млн статей о раке, помог выявить редкую форму лейкемии у 60-летней пациентки с неверным диагнозом.
С помощью ИИ можно распознавать симптомы возникновения злокачественных новообразований, диагностировать нарушение работы головного мозга, туберкулез, нарушения зрения. Примером работы программы выступает сервис Ada. Это специальное мобильное приложение, которое задает человеку вопросы, а тот описывает симптомы. После этого сервис проводит поиск информации о проблеме и дает рекомендации.
Также программы с искусственным интеллектом используются в анализе рентгеновских снимков и в разработке новых лекарств. У компании Semantic Hub есть сервис на базе ИИ для оценки потенциала медицинских препаратов перед их выпуском на рынок. Алгоритм собирает и проводит анализ научных публикаций, связанных с заболеванием, назначением и действием разрабатываемого лекарства. После этого ИИ анализирует информацию и делает вывод о конкурентных преимуществах медикамента и возможностях его продвижения на рынке.
Еще ИИ дает возможность оценивать влияние медикаментов на организм человека. Это помогает врачам понять, как генетические особенности того или иного пациента влияют на течение заболевания и какой эффект может оказать новый лекарственный препарат. С помощью приложения IBM Watson Health Cloud доктор получает и анализирует данные об организме пациента с электронного браслета и на основе этого подбирает эффективный курс лечения.
И это лишь малая часть того, что способен делать искусственный интеллект. Но наряду с плюсами есть и минусы.
Какие есть препятствия на пути внедрения ИИ в медицину?
Почему некоторые медицинские эксперты относятся с недоверием к искусственному интеллекту? Все дело в том, что технологии еще далеки от совершенства и их использование для лечения пациентов может быть небезопасным. Да, ИИ в медицине и здравоохранении значительно упростит жизнь врачам и пациентам, но только при его грамотном внедрении. Искусственный интеллект работает по принципу «черного ящика»: если в алгоритме будет какая-то ошибка, и система примет неверное решение, то на вопрос «почему» будет трудно ответить.
К тому же, новые технологии стоят недешево. Многие клиники и больницы не смогут внедрить их в виду ограниченного бюджета. Во внедрении ИИ в медицину есть еще множество неразрешенных вопросов. К примеру, кто будет нести ответственность за ошибки? Все люди совершают ошибки. Поэтому неудивительно, что созданный людьми искусственный интеллект тоже может их совершать. С врачебной ошибкой все ясно — ответственность несет тот, кто совершил неверное действие, а вот с ИИ зона ответственности непонятна.
Обеспечение работы искусственного интеллекта связано с применением вычислительных мощностей, которых нет во многих медицинских учреждениях. Также остается открытым вопрос предоставления и хранения личной информации пациента. Поскольку кибермошенники не дремлют, данный вопрос требует особой проработки.
Могу сказать точно, что никакие технологии не смогут заменить человеческого общения. Искусственный интеллект никогда не научится сострадать человеку и морально поддерживать в трудную минуту. Общение врача с пациентами имеет большое значение. Однажды был случай, когда врач в Калифорнии послал робота в палату к 78-летнему пациенту и его родственникам, чтобы с помощью видеосвязи сообщить им о том, что тот умрет. Конечно же родные пациента, да и сам пациент были в шоке, хотя они и знали, что смерть неминуема. Однако это не означает, что подобные новости можно преподносить таким образом.
Искусственный интеллект нельзя научить эмпатии, поэтому он не может работать в одиночку. На мой взгляд, идеальное будущее медицины и здравоохранении заключается в тандеме ИИ и доктора.