Ключевое преимущество нашей платформы в том, что это полностью российская разработка. DREAMPlatform создавалась практически с нуля, разрабатывалась и продолжает разрабатываться нашими сотрудниками.
В своем классе она ничем не уступает российским и зарубежным аналогам. Платформа состоит из нескольких компонентов, которые успешно прошли государственную регистрацию программ для ЭВМ и баз данных в Федеральной службе по интеллектуальной собственности (Роспатент, — прим. ред.). Один из них — собственная система защиты контента и управления цифровыми правами (DRM, — прим. ред.) DREPLUS. Ее уникальность состоит в комбинированном шифровании: вместе с собственной DRM мы используем в одном решении также DRM от Google (Widevine, — прим. ред.) и Apple (FairPlay, — прим. ред.). Соответственно, устройства оператора могут использовать DRM-систему в зависимости от платформы, что существенно облегчает разработку и интеграцию, а также распространение конечных приложений на максимальном многообразии устройств. Такое DRM-решение имеет гораздо больше шансов получить одобрение от ведущих голливудских студий, выпускающих наиболее востребованный и популярный контент.
Наши клиенты получали согласования от таких студий как Disney, Warner Brothers, Paramount, Universal, Sony Pictures и других. При этом система DREPLUS внесена в реестр российского ПО и не облагается НДС — в отличие от зарубежных конкурентов, которые с этого года существенно подорожали. DREPLUS — на сегодня единственная система управления цифровыми правами в едином реестре российских программ. Сейчас правительство рассматривает предложения по внесению изменений в Налоговый кодекс, предусматривающие включение расходов на внедрение отечественного программного обеспечения в инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль. Российским операторам OTT/IPTV выгодно сотрудничать с отечественными разработчиками. Более того, если взять весьма нестабильную политическую ситуацию, то использование российской платформы DREAM позволит операторам существенно снизить влияние различных санкционных рисков. И если кажется, что телекому это не грозит, что телеком вне политики, то напомню историю китайских операторов, попавших в этом году в американские секционные списки (China Telecom, China Mobile, China Unicom, — прим. ред.).
Здесь важно подчеркнуть функцию шифрования как ключевую, поскольку правообладатели по факту возлагают ответственность за возможные утечки контента к пиратам именно на компании, распространяющие контент. Поэтому производители трепетно относятся к системам шифрования, которые используются операторами связи. Телеканалы согласовывают оператору договор на поставку только в том случае, если они уверены в надежности алгоритмов шифрования. Это ключевой момент. Наша платформа прошла международный аудит Farncombe Security Audit by Cartesian, и наши клиенты всегда смогут ознакомить правообладателя с его результатами. Наша DRM-система — единственная из всех российских в списке прошедших независимый аудит. У нас нет ни одного случая, когда правообладатели отказывали бы клиентам в предоставлении какого-либо контента из-за проблем с шифрованием.
Providence — это система сбора статистики, которая агрегирует данные со всех устройств, фиксирует все действия пользователей. Все это многообразие собранных данных может анализироваться, а также готовится аналитика по большим данным. По запросу клиента мы можем изучить его бизнес-процессы, проанализировать метрики, которые для него важны и помочь настроить dashboard (информационная панель, — прим. ред.).
Также на основании собранной статистики работает рекомендательная система, когда абонентам предлагается к просмотру контент, который будет ему интересен на основе предпочтений.
Да, в нашей IPTV/OTT-экосистеме есть много решений для дополнительной монетизации. Например, магазин приложений. С его помощью можно монетизировать приложения для абонентских устройств. Ими могут быть приложения для ТВ-приставок на Android или Java-приложения для приставок на Linux. Здесь есть две возможности, которые полезны операторам.
Первая — оператор может определять, какие приложения войдут в состав магазина приложений и что в конечном итоге попадает к его абонентам. У нас был один клиент из Индии, который хотел именно этот компонент. Он вообще не собирался запускать свой вещательный сервис, а желал продавать приставки и управлять ими, взимая плату с тех сервисов, которые бы хотели присутствовать на его устройствах.
Вторая возможность — игры на приставках. У нас есть устройства на базе Android, к которым можно подключать геймпады и запускать современные игры. Если вы возьмете китайскую приставку, то столкнетесь с тем, что доступных игр в Google Play насчитываются тысячи, но количество игр, полноценно адаптированных для геймпада, только несколько сотен. Найти и установить стабильную игру очень сложно. Работу по поиску и отбору подходящих для приставок приложений может взять на себя оператор. Это интересно и разработчикам, и абонентам, и это можно монетизировать. Через наш операторский магазин можно продавать приложения, а в самих играх совершать покупки.
Инструмент очень прост и пригодится более крупным операторам. Когда такая компания покупает у нас платформу, она может перепродать ее другим операторам. Может сделать для них отдельное виртуальное решение. При этом абоненты операторов не смогут знать друг о друге: каждый будет иметь отдельный сервис, но использовать одну и ту же платформу.
Есть еще другая возможность. Понятно, что существуют сервисы, которые агрегируют телеканалы и контент, но если посмотреть глубже, то легко увидеть, что и каждый канал имеет свое приложение. И если какой-то крупный правообладатель захочет максимально увеличить свои возможности для рекламы и продаж, то по каждому своему каналу он вправе создать отдельное приложение, на котором сможет зарабатывать. Такие поштучные продажи в конечном итоге могут значительно превышать продажи каналов пакетами. А со стороны клиента появляется возможность выбирать именно интересующий его контент. Пользователь может сэкономить, купив всего три канала вместо двухсот. А для оператора это возможность больше заработать на каждом отдельном канале.
Важное преимущество нашей платформы в том, что она не статична и постоянно развивается в зависимости от запросов рынка. Мы реализуем планы по совершенствованию наших продуктов, постоянно следим за решениями отраслевых институтов, изучаем новации на рынке и готовимся к внедрению новых сервисов.
Мы видим, что сейчас идет скрещивание IP- и OTT-телевидения вместе с игровыми сервисами и системами умного дома. Основные тренды в ближайшие годы — это взаимное проникновение этих сегментов рынка. В скором времени сидя за телевизором пользователь сможет делать покупки на большом экране и получать информацию с датчиков умного дома, от умных устройств, дистанционно удовлетворяя свои бытовые потребности и не отвлекаясь от развлечений.
Также я думаю, что будет развиваться игровое направление. Если посмотреть на мировые тренды, то бюджеты многих видеоигр уже превысили бюджеты киноблокбастеров. Вырастет интерес пользователей к играм на приставках вместе с ростом количества адаптированных для приставок и телевизоров игр. Мы же будем успевать за трендами и совершенствовать нашу экосистему, чтобы отвечать запросам рынка.