Триколор ТВ «Спутниковый интернет»

Феномен популярности «дизи»: в чем секрет успеха турецких сериалов

10.12.2021 > 11:50
Феномен популярности «дизи»: в чем секрет успеха турецких сериалов
Фото: Depositphotos
Кому-то кажется невозможным просидеть у экрана телевизора больше часа, но это точно не про любителей турецких сериалов жанра «дизи», ведь в среднем одна их серия длится около двух часов. В связи с этим возникает вопрос: как производителям данного контента удается удерживать внимание зрителей на протяжении такого количества времени?

«Дизи» — это самостоятельный жанр турецкой многосерийной мелодрамы. «Дизи» отличаются от классических сериалов длительностью серий, уникальным характером повествования и музыкального сопровождения. Есть у них и другие отличительные особенности, о которых мы расскажем в этой статье.

Где «дизи» любят больше всего?

Турция является вторым после США крупнейшим экспортером сериалов в мире, напомнил доцент кафедры «Кинооператорство» факультета театра, кино и телевидения университета «Синергия» Владимир Артемов. Он подчеркнул, что главными фанатами турецких сериалов являются сами турки. «Очевидно, это свидетельствует о трепетном, чутком отношении к национальным традициям Европы и Азии, трактовке того, что есть добро, а что — зло. Зрительская аудитория турецких сериалов — 400 млн человек. Это Ближний Восток, Балканы, Латинская Америка и Средняя Азия. Больше всего сериалов покупают в Индии и Сингапуре», — добавил он.

Высокую популярность турецких сериалов на родине отметила и шеф-редактор телеканалов ООО «Тайм Медиа Групп», главный редактор телеканала «Дорама» Наталья Смирнова. Она рассказала, что «дизи» начали экспортировать относительно недавно. «В России они стали популярны после успеха исторической мелодрамы “Великолепный век”. Жанровые особенности турецких сериалов весьма точно очертили лояльную аудиторию — в основном это женщины 40+», — сообщила она.

По словам вице-президента по международным продажам и закупкам Beta Film Леонида Годика, больше всего турецкий контент потребляют в США, Латинской Америке, Европе, России, СНГ, Азии и на Ближнем Востоке.

В чем секрет популярности турецких сериалов?

Он заключается в красивых актерах и актрисах, а также интересном напряженном сюжете, который рассказан доступным киноязыком, пояснил Леонид Годик. Этого же мнения придерживается и заместитель директора факультета театра, кино и телевидения университета «Синергия» Ольга Лысова: «Думаю, что турецкие сериалы нравятся женщинам прежде всего из-за привлекательности актеров, романтической составляющей сюжета. В этих сериалах есть множество компонентов: и драма, и захватывающие события, и страсть, и волнующие признания в любви, и расставания, и душевные переживания, и хорошая операторская работа, и великолепные пейзажи турецких местностей, и профессиональный актерский состав. Для русских женщин привлекательны завораживающие, изящные танцы, музыкальное сопровождение. Турецким сериалам свойственно выражать те чувства, которых не хватает женщине в повседневной жизни. Женская половина, смотря такие сериалы, отождествляет себя с героиней, возлюбленной, поскольку в турецких сериалах есть место красивым ухаживаниям и комплиментам», — рассказала она.

Кадр из сериала «Великолепный век» (фото: «Кинопоиск»)Кадр из сериала «Великолепный век»

Акцент на красивых актерах сделал и Владимир Артемов: «Турецкие сериалы изобразительно яркие, динамичные, актеры в них красивые, чувственные, играют страстно и эмоционально. Эта продукция производится со всеми необходимыми требованиями и ожиданиями зрителей», — подметил он.

Владимир Артемов объяснил, почему отечественные зрительницы предпочитают турецкие сериалы. «В этом, безусловно, есть вина, как правило, низкого качества российских сериалов, шаблонизация отечественного телевидения и кино. Большая их часть — это полицейские сериалы, сделанные по одинаковой схеме. Главная задача этой продукции — убеждать зрителя, что мы живем в стране криминала, с которым с переменным успехом борются представители органов правопорядка, но у них это плохо получается, поэтому ситуацию может спасти герой-одиночка, действующий по своим представлениям о справедливости. Либо исторические сериалы, которые можно оценить как бессмысленно дорогие. В главных ролях в них снимаются назначенные “звезды”, иногда даже не имеющие профильного образования. Измерением “звездности” являются не любовь зрителя и популярность, тем более не талант, а “успешность”, выражающаяся в денежном эквиваленте гонораров и постоянных откровениях о перипетиях личной жизни. В связи с этим подавляющая часть российских сериалов является продуктом одноразовым. Конечно, бизнес и творческая модель создателей турецких сериалов принципиально отличается от российских. В мире, и без того переживающем не лучшее время своей истории — пандемия, экономический кризис и связанные с этим проблемы, — должно быть место чему-то красивому, захватывающему, вызывающему сопереживание. Здесь есть место теме любви, практически потерянной в российских сериалах и фильмах, где их заменили на сексуальные инстинкты. В турецких сериалах практически полностью отсутствуют откровенные постельные сцены. В сериалах поднимаются важные и близкие всем темы: трудности взаимопонимания между представителями разных социальных классов, положение женщины в обществе, сложность взаимоотношений в семье. Красивые, талантливые, профессиональные актеры, хорошая режиссура, кропотливая работа сценаристов, интересные захватывающие истории, не унижающие человеческое достоинство. В основном авторская музыка, созданная к каждому сериалу индивидуально. В дополнение подбираются лучшие турецкие и иностранные эстрадные песни, классическая музыка. Все это искренне и близко — так, чтобы зрители могли ассоциировать себя с героями. Это востребовано и является естественной потребностью большинства телезрительниц всего мира», — пояснил Владимир Артемов.

Кадр из сериала «Королек — птичка певчая» (фото: «Кинопоиск»)
Кадр из сериала «Королек — птичка певчая»

Член Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии, сотрудник ФБГУ «Национальный медицинский исследовательский центр им. В.А. Алмазова» Минздрава России Андрей Кашкаров объяснил популярность «дизи» среди женской аудитории в России тем, что турецкие актеры, помимо своей внешней привлекательности, цепляют темпераментом, в них виден характер, который так привлекает женщин. Еще одной причиной, почему турецкие актеры так нравятся женщинам, заключается в том, что некоторые из актеров не женаты. Это вызывает к ним дополнительный интерес со стороны женщин, отметил эксперт.

Режиссер Первого канала Максим Бухтеев убежден, что главная причина успеха турецких сериалов заключается в их качестве. «Причем, качество стоит понимать не как какой-то художественный критерий, а как высокий стандарт исполнения. Особенно хорошо это заметно при работе с исходными и сопутствующими материалами. Это, например, саундтреки или рекламные материалы. Кажется, что это все мелочи, но есть такое понятие, как “производственная культура”. Именно она определяет уровень и качество любого производимого товара, будь то мобильный телефон или телевизионный сериал. Потребители ценят качество, что и отражается на рейтингах. Стоит также заметить, что дело тут вовсе не в больших бюджетах — часто они весьма скромные. Уровень работы не имеет прямой и четкой зависимости от вложенных денежных средств. Даже малобюджетный сериал может быть выполнен аккуратно и интересно», — заявил он.

Турция поддерживает развитие отечественного телепроизводства и субсидирует 30 % расходов на съемки рейтинговых сериалов, которые формируют положительный образ государства за рубежом

Также популярность «дизи» объясняется тем, что Турция поддерживает развитие отечественного телепроизводства и субсидирует 30 % расходов на съемки рейтинговых сериалов, которые формируют положительный образ государства за рубежом, рассказала Наталья Смирнова. «По данным из открытых источников, еще два года назад продажа сериалов приносила Турции более 350 млн долларов ежегодно. Сейчас эта цифра, скорее всего, намного больше», — отметила она.

Как удержать зрителя у экрана два часа?

«Дизи» отличаются не только длительностью серий, но и их количеством. Например, в третьем сезоне телесериала «Великолепный век» насчитывается 40 серий. Оказывается, турецкие продюсеры и сценаристы оперативно реагируют на реакцию зрителей. Они следят за рейтингом сериала и в случае необходимости меняют сценарий. «Турецкие продюсеры выстроили эффективный и грамотный производственный процесс, благодаря которому можно моментально реагировать на реакцию зрителей», — отметил Леонид Годик.

Владимир Артемов рассказал, что новые серии «дизи» активно обсуждаются в прессе. «А за героев зрители переживают, как за реальных, часто даже как за близких людей. Весь подготовительный процесс — выбор актеров и названия, съемки первых фото и видео для продвижения — широко освещаются в прессе. Новые серии не снимают впрок, так же не прописывают полностью сценарий до конца», — сообщил он.

Фото: Depositphotos

Также Артемов выделил то, что в основу «дизи» положена абсолютно точная бизнес-модель. «Здесь работают профессионалы в каждой области производства. Есть задачи и пути их решения. Конечно, отслеживается рейтинг, интерес зрителя к сериалу. Сценаристам поступает коррекция, и они сразу же вносят необходимые изменения. Технических проблем сейчас не существует благодаря цифровым технологиям. Технически и технологически все происходит быстро. Главное — это профессионалы, объединенные в единый цикл производства. Важным фактором является цель — зарабатывать на производимом продукте, а не освоение бюджета, за результат которого никто не отвечает», — резюмировал он.

Востребован ли турецкий контент в России?

Сериал «Великолепный век» имел громкий успех на телеканале «Домашний», после чего в российском телевизионном эфире не раз появлялись турецкие сериалы, но их рейтинги были существенно ниже, по словам Натальи Смирновой. «А в ряде случаев ниже и средней доли телеканала. Поэтому, да — турецкий контент востребован, но не более, чем американский, европейский, азиатский, и конечно же российский контент», — добавила она.

Турецкие сериалы входят в топ-10 стран производителей контента по количеству зрителей, которые смотрели этот контент в Okko, рассказали в пресс-службе онлайн-кинотеатра. При этом сериал «Постучись в мою дверь», второй сезон которого вышел на видеосервисе 5 октября, вошел в топ-10 по количеству просмотров за месяц (6 место — среди всех сериалов за месяц).


Рубрика: Контент
Все Статьи
Триколор ТВ

Уважаемый Читатель!

Мы используем рекламную модель монетизации, чтобы доступ к нашему ресурсу оставался для Вас бесплатным.

Вы видите это окно, поскольку Ваш браузер использует блокировщик рекламных баннеров.

Пожалуйста, внесите сайт telesputnik.ru в список исключений. Это позволит нам и дальше создавать интересный и важный контент.

Благодарим за понимание и поддержку проекта!
С уважением, команда «Телеспутника».

Нажмите «Подписаться» чтобы читать «Телеспутник» в Вконтакте

x

Нажмите «Подписаться» чтобы читать «Телеспутник» в Одноклассниках

x

Нажмите «Подписаться» чтобы смотреть «Телеспутник» в Youtube

x